Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453"

г. Нижний Новгород

 

 

Котова Ольга Викторовна

Театрализованная деятельность как средство развития воображения и творческой активности дошкольников в контексте ФГОС ДО

 

 

 

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования направленных на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких целевых ориентиров выступает проявление различных видах деятельности воображения, фантазии творческих способностей.

В настоящее время расширяется круг инновационных программ развития ребёнка в ДОО. Тем не менее вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей остаётся актуальным. Е.В. Котова отмечает, что современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности.

Воображение и творческую активность можно рассматривать как необходимое личностное качество. Поэтому немаловажно своевременно их развивать. Психологи и педагоги справедливо отмечают, что развивать  воображение и творческую активность следует с раннего детства, так как эти качества формируется постепенно на основе задатков при помощи овладения ребёнком в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры. Одним из основных средств развития  воображения и творческой активности педагоги-психологи считают игру, так как именно она, как ведущий вид деятельности дошкольника, открывает широчайшие возможности для всестороннего обучения и развития. С этой целью используются различные виды игр.      

Остановимся на одном из видов игры, - это театрализованные игры, разнообразная совокупность которых составляет театрализованную деятельность.

Именно роль театрализованной деятельности наиболее эффективна в развитии  воображения и творческой активности отмечают зарубежные и отечественные психологи.

Значение театрализованной деятельности для развития этих качеств  дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.

         В театрализованной игре, если она действительно игра, а не запланированная деятельность, все участники, несмотря на возраст равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания  и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, определёнными правилами. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от педагога, прежде всего, развитого мышления, педагогической рефлексии, осмысленной жизненной позиции, включающей осознание себя и работы, которой он занимается.

         Процесс развития воображения и творческой активности будет наиболее эффективным, если в процессе организации театрализованной деятельности соблюдать ряд условий:

- своевременная и целенаправленная работа по развитию природных задатков, обогащению знаниями, умениями и навыками, на основе которых будет развиваться воображение и творческая активность;

- создание среды, позволяющей развивать  воображение и творческую активность детей.

Чрезвычайно важна постановка перед ребёнком такой проблемы, которая бы запускала в работу творческое  воображение. И главное, ребёнку надо предоставить большую свободу в решении поставленной перед ним проблемы.

Также развитие у детей изобретательности во многом зависит от воспитателя. Вовремя заданный вопрос или ненавязчивый совет заставляет работать мысль ребёнка, его воображение. Поэтому необходимо, чтобы при ознакомлении с текстом литературного произведения или сказки воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актёрского мастерства, а также режиссёрскими умениями и научил этому детей. Именно это будет способствовать повышению его творческого потенциала и помогать совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить затем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись «выйти на сцену», ошибиться.

Из опыта работы.

Подготовку к театрализованной деятельности проводим в несколько этапов. Вначале  выразительно читаем произведение, затем проводим по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. С этой целью мы даём детям творческие задания: изменить сюжет концовки; образы героев; изобразить персонажей, звукоподражание; разыграть по ролям несколько не только персонажей, но и то, что их окружает.

Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения мы предлагаем детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например, такие, которые подробно в тексте не описываются. Дети с начало продумывают  поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проигрывают. Так же предлагаем выбрать по желанию любой понравившейся эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться, о чём идёт речь. Можно сопровождать свои выступления музыкальными фрагментами.

В игровые занятия по театрализованной деятельности мы включаем разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай,  интересное событие).

Предлагаем участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог почувствовать не только своего персонажа, выбранного по своим внутренним симпатиям, но и  других персонажей с другими качествами, характерами и поведением, чтобы лучше дети понимали и всесторонне оценивали проблему, поставленную в произведении. Все эти примеры  стимулируют развитие воображения и творческой активности.

В своей работе мы используем разнообразные формы и методы, что формирует воображение и творческую активность: придумывание концовки текста, использование нестандартных атрибутов, передача образа, его выразительности, самостоятельное придумывание сюжета, а также импровизация.

Таким образом из вышесказанного следует, что использование театрализованной деятельности в целях развития воображения и творческой активности является эффективным.

 

 

 

 

Литература

1.     Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Метод. Пособие. М., 2010.

2.     Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

3.     Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №2/2018.

4.     Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

5.     Е.А. Антипиной «Театральная деятельность в детском саду» 2003г., Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников» 2004г.,

6.     Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

·         «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

·         «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

7.     В.Г. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду» 2007г., И.Л. Белопольской «Азбука настроения»

8.     Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

 

Дата последнего обновления страницы 13.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»